Г.Д. Неткачев Клиника и психотерапия заикания
(Краткие выдержки из работы)
Заикание рассматривается не в узком смысле односторонняго, поверхностнаго понимания по дидактическому шаблону, как, например, недостаток “одного речевого навыка”, или как “порок речи”, или даже, как “спазматический координационный невроз” (Куссмауль), а широко во всей полноте картины патологической личности больного с его внутренними и внешними переживаниями. Только при таком взгляде будет понятна истинная сущность заикания, она раскроется перед нами, как болезнь боязливой личности с измененным душевным складом. К постоянным душевным переживаниям будут относиться следующие состояния: 1) Страх, как система образов боязливого самочувствия, — составляет основу личности заики. 2) Присутствие общей навязчивой идеи: “я заикнусь”. 3) Присутствие фиксированной навязчивости в форме фобии определенных слов. 4) Периодическое возникновение навязчивости судорожно-трудных слов при всяком новом волнении, как-то: робость, конфузливость, неуверенность, сомнения, смущение и пр. 5) Навязчивыя состояния стыда, заставляющие скрывать заикание, как предмет позора, унижения (“фобия самого заикания”). 6) Состояние тревожного ожидания и неуверенности перед предстоящим разговором, когда пациент предполагает, что с ним неверно заговорят, или он сам будет принужден вступить в беседу, объяснения. 7) Боязнь неожиданных вопросов, встреч, объяснений. 8) Боязнь неожиданных распросов, рапортов, донесений, очереди получения билетов в кассе, и т.д. 9) Настроение подозрительности, недоверия, недоброжелательства в мыслях и картинах-воображениях. 10) Угнетенное состояние и настроение духа после неудач и случаев заикания, или, все равно, после не исполненных, не доведенных до конца, отложенных намерений, решений, поручений, обещаний. 11) Разные виды раздвоения личности, наклонность к самоанализу. 12) Фобия людей, а также фобия разных жизненных положений, ответственных решений. 13) Привычные мотивы и уловки оборонительного образа поведения в борьбе с недугом. Различныя формы боязливой воли. 14) Состояние меланхолии и ипохондрии. Навязчивыми мыслями у заик мы называем такие, которыя постоянно, временно или же на одно мгновение, но властно заполняют сознание больного, не допускают никаких возражений, чувствуются как тяжелое бремя, привлекая к себе, в этот момент, все наличное аффективное внимание. … В системе психологического лечения заикания, сама по себе патологическая речь со всеми своими судорогами, уловками и предохранительными приемами не играет главной или первенствующей роли (как в дидактическом методе), так как она представляет не только второстепенный симптом, но и явление, подчиненное, порожденное и поддерживаемое боязливым самочувствием и его различными формами. Стало-быть, ясно, что при выполнении одного лишь причинного лечения, организованнаго в целом ряде психологических мероприятий (1909), окончательно устраняется заикание и возстановляется у пациента нормальная речь. Как известно, кроме причинного лечения существует еще симптоматическое, когда обращается внимание на отдельные припадки болезни и употребляется тот или другой способ ослабления и удаления их в настоящую минуту и в последующее время. Психологический метод совершенно игнорирует такой способ как несостоятельный, безплодный и даже вредный. Действительно, лечить симптомы какого-либо психическаго заболевания — это значит топтаться на одном месте и даже способствовать усилению основного страдания. Не нужно забывать: симптоматическое явление есть часть целаго заболевания, и, сколько его не лечи, последнее останется без изменения. Далее, значение такого внешняго симптома, как судорожная речь, состоит в том, что он наружно выражает скрывающуюся за ним психологическую причину, как действующий мотив. Если же мы временно удалим ее при посредстве какого-нибудь приема, уловки, отвлечения, перемены обстановки, то этим мы не поможем делу и не принесем пользы пациенту, потому что психологическая структура судорожности остается прежней, и она повторится опять в той же форме при соответсвующих условиях. Только причинное лечение, — т.е. действие на основной психологический мотив, — может ослабить, и потом и уничтожить судорожность навсегда. Такая мера вполне соответствует показанию: «лечить больного человека, а не одну только речь».
Неткачев Г.Д. Клиника и психотерапия заикания — М., 1913 (полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)
|