И.П. Козлянинова, Э.М. Чарели Тайны нашего голоса
(Краткие выдержки из работы)
…О голосе обычно вспоминают, когда его теряют, и, прежде чем заняться планомерным «воспитанием» речевого голоса, надо пройти предварительный курс лечения, затем устранить причины, вызывающие болезненное состояние. К сожалению, даже в профессиональных театрах существует легкомысленное отношение к речевому голосу актера. Может быть, это происходит потому, что не каждому дан от природы вокальный голос, а говорят все? Но сейчас все чаще и чаще обращаются за помощью к педагогам по сценической речи не только актеры, но и люди других «речевых» профессий: лекторы, юристы, педагоги, экскурсоводы, общественные деятели. Потеря голоса грозит потерей профессии, да и врачи-фониатры, после проведения курса лечения, рекомендуют заняться специальной гимнастикой, укрепляющей речеголосовой аппарат. Голос человека — явление сложное, во многом еще не разгаданное. Он связан не только с работой определенных мышц, но и со всем психофизическим аппаратом человека. Многими подмечено влияние настроения на звучание голоса. В медицине известны случаи, когда голос пропадает в результате нервного потрясения при абсолютно здоровом голосовом аппарате. Любое волнение отражается на дыхании и звучании голоса. Часто прерывистое дыхание делает голос неустойчивым, хриплым. Постановка (воспитание) речевого голоса предусматривает укрепление речеголосового аппарата и развитие выразительности голоса. Имеется очень немного работ, посвященных методике и практике постановки речевого голоса. Написание подобных пособий необходимо и в то же время представляет большую трудность: вокальная педагогика пользуется нотными знаками при записи тренировочных упражнений, а речевой голос невозможно уложить в рамки темперированного строя. Голос каждого человека индивидуален — нет абсолютно одинаковых голосов, могут быть лишь похожие, несмотря на сходство в анатомическом строении и физиологии фонации. Для нас, педагогов, это означает, что возможны общие, полезные для всех виды тренировочных упражнений, хотя в результате само звучание будет у каждого свое, неповторимое. Индивидуальной будет и работа над материалом проверки приобретенных знаний. Значит, необходимо, с одной стороны, разрабатывать голос: улучшать его тембр, расширять диапазон, развивать выносливость. Другими словами, совершенствовать тот инструмент, на котором предстоит играть в течение всей жизни. С другой стороны — следует избегать механистичности, при которой учебный процесс отрывается от рождения живого действенного слова. … Постоянная систематическая тренировка голоса, как и любая оздоровительная гимнастика, является своего рода закаливанием, профилактикой против ряда ларингологических заболеваний, вызываемых перегрузкой, утомлением голоса, способствует ускоренному выздоровлению после заболеваний простудного характера. Все работы врачей-фониатров, акустиков, физиологов посвящены, прежде всего, изучению дыхания и звучания голоса певцов. Но все чаще мы находим в этих работах сравнения с речевым голосом и ссылки на него. Современная театральная педагогика, прежде всего педагоги по сценической речи, уделяют особое внимание проблеме воспитания (постановки) именно речевого голоса. Многое, найденное эмпирическим путем, получило свое объяснение и подтверждение в научных трудах фониатров, психологов, в лечебной и спортивной физкультуре. Крупными педагогами по сценической речи, а следовательно, и по речевой постановке голоса, у нас в предоктябрьский период и в советское время были С. Волконский, О. Лобанова, А. Сережников и профессор ГИТИСа им. А.В. Луначарского Е.Ф. Саричева. … мы окончательно пришли к выводу, что самое дорогое и прекрасное в человеческом голосе — это его естественное звучание. «Красота» голоса — это, прежде всего, его неповторимый, индивидуальный тембр, независимо от того, низкий он или высокий. Каждый человек обладает своим, ему одному присущим тембром голоса, и задача педагога — развить, укрепить, улучшить его. Весь процесс постановки голоса требует времени, последовательности, приемов обучения, сознательного отношения и большой самостоятельной домашней работы, закрепляющей то, что было найдено при занятии с педагогом. Любая неосторожность приводит к срыву и часто — к непоправивым последствиям. Хриплые голоса часто бывают у молодых людей следствием перенапряжения голоса, дурной привычки кричать, форсировать звук, петь не «своим» голосом, и все это в то время, когда идет перестройка организма — мутация. Разумное, бережное отношение к голосу при начале работы обеспечивает в процессе прохождения материала освоение всего необходимого для профессии актера и певца. Говоря об индивидуальном подходе, мы имеем в виду, что при общем, казалось бы, анатомическом строении у человека есть свои особенности в строении речеголосового аппарата: твердого неба, зубов, толщине и длине голосовых складок, языка, подвижности хрящей гортани, наконец, свои особенности даже в восприятии слуховых, мышечных и резонаторных ощущений. Фонационное дыхание также требует особого внимания. Таким образом, при общих требованиях у каждого свой путь к достижению. Разумеется, голос и его развитие тесно связаны с раскрытием творческой индивидуальности актера. Профессиональное владение голосом предполагает не только умение находить точное, верное звучание, но и умение закреплять и совершенствовать найденное. Любое исполнение отдельных элементов может быть техническим и в то же время художественным. К чистоте и точности исполнения всегда подсоединяется личное отношение, как бы свое «прочтение». Для достижения естественного «разговорного» звучания в речевых упражнениях можно в процессе тренировки ставить простенькие, несложные задачи, которые помогут придать голосу естественную, разговорную интонацию, конкретность: например, доказать свою правоту («я правильно делаю упражнение, прислушайтесь»), уговорить, поспорить, упрекнуть и т.д.…
Козлянинова И.П., Чарели Э.М., Тайны нашего голоса. — Екатеринбург, Диамант, 1992 (полный текст можно найти в книжных магазинах и библиотеках)
|