127221, Москва, пр. Шокальского, 11. Тел.: +7 (495) 748-97-95
Косноязычие
Косноязычие — старинный народный термин, первоначально обозначавший любое расстройство речи, включая заикание. По Далю, косноязычность — у кого язык коснит, спотыкаясь, заикаясь, либо произносит слова с трудом, неясно, невольно переиначивая некоторые звуки; заика, спотыка, а иногда и гугнивый. (гугнивый, гугнявый — картавый, особенно гнусливый; кто говорит в нос, в нёбо. гугнавить, гугнявить, гугнивить, гундосить — говорить невнятно, в нос или горлом.) Близко к косноязычию понятие немоты, как крайней степени косноязычия. Согласно Далю, немой — от природы лишенный речи, языка или слова; немогущий говорить по неустройству словесных снарядов, по глухоте от рождения (глухонемой), или по другим природным или болезненным недостаткам; бессловесный, безъязыкий; немоват — принемывает, говорит нечисто, неясно, иных букв не произносит. Позднее под косноязычием стали понимать только расстройства речи, проявляющиеся в стойком нарушении произношения отдельных звуков и звукосочетаний, фактически — дислалию и (иногда) ринолалию (гнусавость). В настоящее время термин косноязычие считается устаревшим и практически не употребляется в связи с появлением современных классификаций расстройств речи.
Упоминания о расстройствах речи (косноязычии) встречаются в литературе с древнейших времен. Отметим некоторые из известных нам в хронологическом порядке.
… 10. И сказалъ Моисей Господу: о, Господи! человѣкъ я не рѣчистый, и таковъ былъ и вчера и третьяго дня, и когда Ты началъ говорить съ рабом Твоимъ: я тяжело говорю и косноязыченъ. 11. Господь сказалъ (Моисею): кто далъ уста человѣку? кто дѣлаетъ нѣмымъ или глухимъ, или зрячимъ, или слѣпымъ? не Я ли Господь (Богъ)? 12. итакъ пойди; и Я буду при устахъ твоих, и научу тебя, что тебѣ говорить. Исход 4, 10-12
… 10. And Moses said unto the Lord, O my Lord, I am not eloquent, neither heretofore, nor since thou hast spoken unto thy servant: but I am slow of speech, and of a slow tongue. 11. And the Lord said unto him? Who hath made man's mouth? or who maketh the dumb, or deaf, or the seeing, or the blind? have not I the Lord? 12. Now therefore go, and I will be with thy mouth, and teach thee what thou shalt say. Exodus 4, 10-12
… 20. и вотъ, ты будешь молчать и не будешь имѣть возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверилъ словамъ моимъ, которыя сбудутся въ свое время. 21. Между тѣмъ народ ожидал Захарiю и дивился, что онъ медлитъ въ храмѣ. 22. Онъ же, вышедши, не могъ говорить къ нимъ; и они поняли, что онъ видѣлъ видѣнiе въ храмѣ; и онъ объяснялся съ ними знаками и оставался нѣмъ. … 62. И спрашивали знаками у отца его, какъ бы онъ хотелъ назвать его. 63. Онъ потребовалъ дощечку и написалъ: Iоаннъ имя ему. И всѣ удивились. 64. И тотчасъ разрѣшились уста его и языкъ его; и онъ сталъ говорить, благославляя Бога. Луки 1, 20-22, 62-64
… 20. And, behold, thou shalt be dumb, and not able to speak, until the day that these things shall be performed, because thou beliviest not my words, which shall be fulfilled in their season. 21. And the people waited for Zacharias, and marvelled that he tarried so long in the temple. 22. And when he came out, he could not speak unto them: and they percieved that he had seen a vision in the temple: for he beckoned unto them, and remainded speechless. … 62. And they made signs to his father, how he would have him called. 63. And he asked for a writing table, and wrote, saying, His name is John. And they marvelled all. 64. And his mouth was opened immediately, and his tounge loosed, and he spake, and praised God. St. Luke 1, 20-22, 62-64
Текст воспроизведён по изданиям:
Святое Евангелiе, изданiе 74-е, СанктПетербургъ, Синодальная типография, 1914
Библiя, изд. 13-е, Петроградъ, Синодальная типография, 1917
The Holy Bible, London, printed by Eyre and Spottiswoode, Ltd. (перепечатка перевода Септуагинты на английский 1611 г.)
О исцелении немому молитвами Святаго
Во 161-м году марта в 7 день прииде во обитель Святыя Троицы и к чюдотворцу Сергию помолитися Нижегородцкого уѣзду села Лыскова иерѣй именем Ияков и по молебном пѣнии повѣда сице: Обѣщался де есмь помолитися преподобному чюдотворцу Сергию во обители его и нѣкоим замедлениемъ обѣту своего не исполнил и во обитель его не поѣхалъ. И после де того сынъ мой Михаилъ, еще зѣло дѣтескъ возрастъ имый, изыде на улицу поглумитися, яко же обычай есть дѣтем, и того де сына моего ушибли в голову, и от того де удару сынъ его бысть болен, и языкомъ нѣмъ бысть многое время. Аз же, рече, воспомянул обѣтъ свой безо всякого сомнѣния итти во обитель к преподобному Сергию и с чады своими, да не злѣе что постражем. И в томъ часъ сынъ мой здрав бысть, и нѣмота языка его исправися, нача глаголати, якоже и преже. И отъиде в путь свой, благодаря Бога и преподобнаго Сергия.
Текст воспроизведён по изданию:
Б.М. Клосс, Избранные труды, том 1, Житие Сергия Радонежского, Москва, Языки русской культуры, 1998, стр. 523-524.